Размер шрифта Цветовая схема Изображения
/ / Интеллектуальная собственность: как в России работает система патентования изобретений - ФБА «Экономика сегодня»
Интеллектуальная собственность: как в России работает система патентования изобретений - ФБА «Экономика сегодня»
20 июня 2023


ФБА «Экономика сегодня»

 

На сегодняшний день развитие экономики во многом обеспечивается за счет такого понятия, как интеллектуальная собственность. О том, как работает эта сфера в России, ФБА «Экономика сегодня» рассказал директор ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» Олег Неретин.

— Олег Петрович, расскажите, пожалуйста, как сегодня развивается отечественная система патентного анализа?

— Отечественная система патентной аналитики безусловно имеет высокий статус, наработки и компетенции. Могу сказать только про ту работу, которую ведет Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) как ключевое учреждение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).

С 2016 года в институте работает специальное подразделение по патентной аналитике «Проектный офис ФИПС». У него есть специальный статус ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности — Прим. ред.) как провайдера патентной аналитики. Это значит, что качество нашей аналитики признано Всемирной организацией по интеллектуальной собственности. Более того, у нас есть сертификат ISO-9001 по системе менеджмента качества.

За эти годы ФИПС сделал порядка 100 исследований. Самые крупные компании, которые есть в России, заказывали разработку патентных ландшафтов той продукции, которую они выпускают, и тех технологий, которые они используют. Надеюсь, что наша работа, а мы знаем, что так и есть, принесла им экономический эффект. Потому что правильное использование патентной аналитики позволяет как снизить затраты предприятия, так и увеличить выпуск продукции, а соответственно, и нарастить прибыли.

— Как еще Роспатент и ФИПС помогают разработчикам — науке и бизнесу — выявить отечественные инновационные решения, в том числе направленные на импортозамещение?

— Уже второй год в ФИПС работает специальное подразделение — «Центр содействия опережающим технологиям», деятельность которого направлена на помощь отечественным производителям в охране своих новых технологий и выводе их на рынок.

 


ФБА «Экономика сегодня»

 

В чем заключается работа этого центра? У нас более 400 экспертов по интеллектуальной собственности, которые занимаются экспертизой заявок на изобретения во всех отраслях знаний, которые можно запатентовать. Наши специалисты разбираются и в стратегиях патентования, и в стратегиях охраны интеллектуальной собственности. Когда к нам обращаются компании за получением такой консультации, мы оцениваем как патентоспособность разработки, так и даем рекомендации по ее охране.

Помимо этого, мы оцениваем то, что придумали отечественные компании и технологические центры, проверяем на свободу данных технологий от прав третьих лиц на территории России. Это все способствует как новым разработкам, так и реинжинирингу.

В нашем случае исследования проводились по направлению биотехнологий, фармакологии, IT-технологиям и ряду других отраслей. К нам приходят качественные заявки на патентование этих технологий, видим, что компании используют проработанные нами стратегии охраны своих интеллектуальных прав. Мы также ожидаем, что это принесет экономический эффект уже в ближайшем будущем.

— Как человек может понять, что его изобретение имеет патентную ценность?

— Когда мы получаем заявку, то подающий ее изобретатель или правообладатель представляет миру новое техническое решение, которое дает какой-то результат. Насколько это решение полезно, востребовано, своевременно — иногда можно понять сразу, иногда нельзя.

Есть изобретения, которые сильно опережают время. Например, вы сейчас пользуетесь сенсорным экраном, а изобрели его на рубеже 60–70 годов прошлого века, но использовали редко в силу того, что потребности не было или не было возможности производить их в массовом порядке. Поэтому оценить полезность своей разработки, конечно, можно. Но даже если изобретатель думает, что его техническое решение либо несвоевременно, либо его нельзя сделать в данный момент времени, либо оно просто смешное, это не значит, что его не надо патентовать. Даже изобретателю не всегда понятно, окажется ли то, что он придумал, полезным через некоторое время.

В массовом порядке оценить уровень своего изобретения на новизну сейчас гораздо проще, чем раньше. Роспатент в рамках реализации программы «Цифровая экономика» сделал ряд новых информационных систем. Так, изобретатели, будущие правообладатели, могут зайти на наши ресурсы и воспользоваться поисковой платформой, которая представляет доступ ко всему мировому патентному фонду, а это более 150 миллионов документов. На их основе сделать выводы о том, является ли идея новой или нет, применима ли она промышленно. Зачастую люди изобретают то, что уже существует, тогда в своих идеях необходимо двигаться дальше.

— Наблюдается ли дефицит специалистов в области охраны интеллектуальной собственности?

— Как и в любой сфере дефицит кадров всегда есть. В области интеллектуальной собственности он большой, потому что был период, когда отрасль потеряла специалистов, как и вообще все интеллектуальные сферы, из-за зарплат, из-за отношений, в некоторых случаях, из-за пробелов в образовательной системе. Конечно, эту нехватку мы сейчас остро ощущаем. Преодолеть ее можно системно, введя в программы высшего профессионального образования обязательные модули по интеллектуальной собственности.

Мы много об этом говорим с Министерством образования и находим там поддержку. В 2021 году у нас даже была совместная с Минобрнауки программа по подготовке педагогических кадров для дальнейшей самостоятельной передачи преподавательскими составами вузов этих компетенции студентам, без использования наших лекторов. Потому что мы, конечно, не сможем приехать в каждый вуз и прочитать лекцию.

У ФИПС есть лицензия на дополнительное профессиональное образование, а также на реализацию магистерской программы. Мы являемся самым крупным центром по дополнительному профессиональному образованию в сфере интеллектуальной собственности. И частично закрываем потребность в кадрах. Но все-таки вывод этого вопроса в системную плоскость, когда все выпускники инженерных, математических и других специальностей будут иметь компетенции по интеллектуальной собственности, решит проблему комплексно.

Оригинал материала