«Экономическая значимость авторского права и базирующихся на нем отраслей промышленности»

 




Димитр Гантчев, главный советник ВОИС по авторским и смежным правам (Болгария) 1



Экономические аспекты авторского права стали обсуждаться в теории экономики лишь в начале 70-х годов прошлого столетия. Защита авторского права пока не приобрела того же значения для экономистов, что патентная система в результате чего произошла недооценка экономической значимости такой защиты.


По видимому, среди основных причин, объясняющих такую ситуацию, является тот факт, что изначально идея защиты авторского права развивалась преимущественно как социальная и правовая система. Однако, по мере развития общества и повышение значимости информации интеллектуальная собственность, и в том числе авторское право, постепенно стала утверждаться как один из наиболее важных нематериальных активов экономики информационного общества. В наши дни авторское право больше не является исключительно правовой категорией и является неотъемлемой частью богатства государств и активов фирм. Оно стало основой для развития многих отраслей промышленности, обеспечивая рост добавленной стоимости, рабочих мест и внешней торговли. Согласно некоторым оценкам, доля отраслей промышленности, основанных на авторском праве, в мировой экономике составила порядка 7,3 % (2,2 триллиона долларов) в начале нового тысячелетия, при этом рост в этих отраслях составил в среднем на 5 % в год, что быстрее, чем средний рост экономики всей планеты2.


Растущее значение авторского права объясняется также расширением среды его действия. С принятием в 1996 г. двух Интернет договоров ВОИС, Договора об авторском праве (ДАП) и Договора об исполнениях и фонограммах (ДИФ) и посредством соответствующего национального законодательства, авторское право стало применимым к экономическим сделкам в цифровых компьютерных сетях. Защита новых форм творчества дала толчок к обмену знаниями, а также усилили экономический эффект авторского права. Кроме того, развитие технологии сделало возможными новые формы более точного и менее дорогостоящего управления авторским правом с помощью специальных технических мер защиты, увеличивших оборот торговли продукцией, защищенной авторским правом.

Авторское право неотделимой частью вошло в нашу каждодневную жизнь, и теперь мы имеем дело с такими формами творчества, которых не могли себе и представить двадцать лет назад. Защищенная авторским правом продукция составляет большую часть электронного бизнеса и электронной торговли, начиная от электронных игр для детей и взрослых и заканчивая наиболее сложной компьютерной продукцией.

Эта статья преследует две цели. В первой части приводятся доводы в пользу необходимости более подробного экономического анализа авторского права и для рассмотрения авторского права в качестве экономической категории. Во второй части статьи авторское право связывается с экономической деятельностью и определяется практический подход для исследования вклада отраслей промышленности, базирующихся на авторском праве в национальную экономику.


Экономические характеристики авторского права


Аспект собственности


Авторское право является одной из главных отраслей интеллектуальной собственности, наряду с промышленной собственностью. Однако отсутствие слова "собственность" в термине "авторское право" часто приводит к неправильному выводу о том, что это - исключительно правовая категория, имеющая дело только с правами. Отправной точкой в этом анализе является тот факт, что авторское право является формой собственности, в данном случае на литературные и художественные творения. Основные международные соглашения в области авторского права должным образом раскрывают этот аспект частной собственности3. Будучи частной собственностью, авторское право становится финансовым активом, приобретает стоимость и становится предметом экономических сделок. Как в отношении любой другой частной собственности его владелец имеет возможность решать что с ней делать - продать, передать, переуступить или не допускать ее использование другими лицами. Следует уточнить, что в данном случае объектом экономических отношений является именно доступ к интеллектуальной собственности, а не интеллектуальная собственность как такова. Следовательно, нет никакой причины исключать авторское право из теории управления собственностью, даже если эта собственность не имеет материального выражения. Три вещи характеризуют права, относящиеся к частной собственности: права собственности можно продать (1); автор свободен реализовывать их или пренебречь ими (2); и посягательство третьих лиц запрещается (3)4. Для экономического анализа права собственности важны по двум причинам: они выполняют распределительную функцию и поощряют производство. Это означает, что в экономическом смысле аспект собственности приносит как статические, так и динамические выгоды.

Далее стоит вопрос о применимости принципов права собственности в отношении материальных объектов к интеллектуальной собственности или авторскому праву в частности. Академические дебаты по этой проблеме все еще продолжаются, и поскольку пока не имеется никакой реальной альтернативы, то де-факто данные принципы применяются.5


Аспект общественного товара


Товары, защищенные авторским правом - авторские произведения, которые имеют некоторые характеристики общественных товаров - приносят выгоды сообществу, которыми могут пользоваться все его члены. Кроме того, произведения могут одновременно использоваться многими пользователями, что не уменьшает их стоимости и в этом смысле у них нет конкуренции. Аспект общественного товара очень важен при анализе вклада авторского права в экономическое, социальное и культурное развитие наций. Выражаясь экономическим языком, оно не только создает выгоды, но и дает "внешний эффект", поскольку не все выгоды возможно измерить, как например социальное благосостояние.

Аспект общественного товара отражается на экономическом анализе во многих отношениях, одним из них является ценовая политика. Несмотря на то, что товары, защищенные авторским правом, обладают рядом характеристик общественных товаров, они не могут быть оценены таким же образом, как другие экономические товары6. Производство первой копии продукции, защищенной авторским правом, часто может быть очень дорогостоящей, в то время как последующие копии могут стоить гроши. Это сочетание высоких фиксированных затрат и несущественных предельных затрат на воспроизводство и распространение создает трудности для обычного ценообразования. Например общая экономическая теория рекомендует, что желательно формировать цену товара исходя из предельных затрат. Но если стоимость производства равна нулю, установление цены по предельным затратам не позволит возместить все затраты, и товары, защищенные авторским правом, просто не будут производиться. Установление цены выше предельных затрат приводит к появлению "мертвого груза", поскольку потребители, оценивающие защищенный авторским правом материал выше предельных затрат, но ниже назначенной цены, не будут приобретать товар, что приведет к уменьшению общественного благосостояния7. Аспект общественного товара в отношении продукции, защищенной авторским правом является одним из главных элементов экономического анализа.


Авторское право и средства доставки


Нельзя забывать, что между товарами, защищенными авторским правом и средствами доставки существуют существенные разницы. Товары, защищенные авторским правом, или "культурные товары", согласно терминологии ЮНЕСКО, это "потребительские товары, которые передают идеи, символы и обычаи... информируют или развлекают, вносят вклад в создание коллективной идентичности и влияют на культурную практику. Они являются результатом индивидуального или коллективного творчества и воспроизводятся и развиваются промышленным способом и распространяется повсеместно"8. Культурные товары являются воплощением авторского права в экономических сделках. В то же самое время такие товары с экономической точки зрения являются средствами доставки, которые выполняют функцию посредника между интеллектуальной собственностью и рынком. Авторское право должно быть прикреплено к средству доставки, для того чтобы оно могло дойти до потребителя. Само авторское право связано с концепцией интеллектуальной собственности, а средства доставки чрезвычайно зависят от наличия защищенного авторским правом содержания. Таким образом в анализе экономических эффектов авторского права необходимо включить и средства доставки9.


Экономические функции и последствия авторского права


Итак, если авторское право является экономической категорией, необходимо рассмотреть вопрос о том, имеет ли оно какие-либо экономические функции или последствия.

В законодательстве об авторском праве заложен экономический механизм, суть которого сводится к установлению правильного баланса между временем и усилиями творцов по созданию продукта интеллектуального труда и потребностями общества по получению и использованию этой культурной продукции. Таким образом, данный механизм должен позволить создать оптимальное количество культурных ценностей, а также обеспечить доступ пользователей к интеллектуальной собственности с тем, чтобы она могла быть эффективно распределена при помощи рыночных отношений и потреблена теми, кто больше ее ценит. Без механизма авторского права такую схему постигнет неудача на рынке из-за аспекта общественного товара большинства продукции, защищенной авторским правом. Рынки сбыта продукции интеллектуальной собственности часто являются проблематичными, ввиду того, что после производства товаров, защищенных авторским правом очень трудно не допустить потребления этих товаров людьми, которыми за ними не заплатили. Это означает, что в отсутствии некоторого механизма, позволяющего производителю интеллектуальной собственности возвратить инвестиции, вложенные в товар, защищенный авторским правом, возникнет недостаток товаров, защищенных авторским правом, относительно оптимального для общества уровня.

Основные экономические функции авторского права в общих чертах описаны в экономической литературе и могут быть сведены к следующим. Во-первых, авторское право определяет, признает и защищает интеллектуальную собственность. Тем самым оно очерчивает рамки собственности, которая будет представлена на рынке и излагает общие правила распоряжения ею. Во-вторых, оно позволяет организовать экономически эффективное производство, торговлю и потребление интеллектуальной собственности. В-третьих, оно помогает создателям приобрести рыночную стоимость их работ. Наконец, авторское право выступает в роли баланса производственной и распределительной эффективности.

Рассматривая экономические последствия авторского права в более широком плане, следует отметить роль авторского права в улучшении благосостояния, роста и экономического развития - данные категории связаны с использованием творческого потенциала. Далее следует указать на влияние авторского права на процесс перераспределение дохода через систему авторских вознаграждений, плат и налогов, так как каждое изменение в системе влияет на доходы различных участников рынка. Бесспорным последствием авторского права является предоставление монопольного положения держателю авторского права, которое выражается в возможности назначения уровня цен на монопольном, а не на конкурентном уровне, а также и в возможности ценовой дискриминации в зависимости от разрешенной степени доступа. Наконец, но не в последнюю очередь, авторское право минимизирует внешние эффекты, связанные с аспектом общественного товара.

В отношении экономических условий, которые необходимы для того, чтобы механизм авторского права работал должным образом, в первую очередь существует необходимость в том, чтобы оценка потребителем товара была не меньше затрат на его производство и распространение. Вторым условием является надлежащее обеспечение соблюдения авторских прав. Если держатель не имеет возможность эффективно отслеживать и держать под контролем нарушения его прав потребителями, от его собственности толку будет немного. Обычно на рынке это условие выполняется авторскими обществами, которые предлагают держателям авторского права специализированные услуги и имеют некоторые сравнительные преимущества10.


Авторское право и интеллектуальный капитал


Интеллектуальный капитал часто используется как символ интеллектуальных ресурсов - знания, информации, опыта и т.д. Они были основным двигателем информационной революции и революции в средствах связи, которые, в свою очередь послужили причиной рождения новых реалий в обществе и экономике, создав новые формы бизнеса, организации производства и товаров. Закончив создание экономики услуг в общих чертах, сегодня общество движется к информационной экономике, в которой главным источником благосостояния будет информация. Интеллектуальный капитал по своей форме является нематериальным активом, источником для создания благосостояния и в то же время конечным продуктом в этом процессе. Управление интеллектуальным капиталом стало одной из наиболее важных задач не только предпринимателей, но и правительств стран и гражданского общества вообще. Товары, защищенные авторским правом - информационные товары по своей природе, и таким образом они составляют существенный компонент интеллектуального достояния.

Авторское право исполняет очень важную общую функцию, обеспечивая концептуальную и юридическую структуру для операций с интеллектуальным капиталом. Однако национальные границы в наше время слишком узки для обеспечения его адекватной защиты. Растущая интернационализация торговли и обмена знаниями вызвала потребность в создании совместимых условий торговли. Глобальный рынок для цифровых продуктов, основанных на знаниях, уже существует, и необходимы новые правила, чтобы позволить их коммерциализацию. Авторское право охраняет интересы правообладателей в глобальной Интернет-экономике и служит в качестве предварительного условия для операций с интеллектуальным капиталом.

Но сегодня авторское право не только юридическая система обеспечивающая функционирование инфрастурктурой информационного общества. Что более важно, в цифровом обществе оно само по себе становится частью интеллектуального капитала. Оно не только способствует функционированию рынка, но все чаще и чаще указывается в качестве актива в балансах предприятий и общих индикаторах благосостояния государств. Эта тенденция будет только усиливаться по мере того, как роль нематериальных активов и производственных факторов в мировой экономике увеличивается. Различные исследования подтверждают эту тенденцию - в 2000 в Соединенных Штатах, только 30 % общих активов были физические, по сравнению с 62 % в 1982; в Нидерландах, нематериальные активы составляли больше чем 35 % всех государственных и частных инвестиций в 1992; в Японии, этот показатель в 1993 составил 45,2 %11. Число сделок, связанных с лицензированием авторских прав также увеличивается. Авторское право используется в качестве предмета залога, и через различные рыночные формы и бизнес-модели прокладывает себе путь как важная форма интеллектуального капитала.

Резюмируя, авторское право может рассматриваться как экономическая категория, поскольку является хорошо определенной формой собственностью, имеет характеристики, функции и последствия экономического характера, участвует в экономических отношениях и имеет все увеличивающуюся значимость в цифровой экономике.


Авторское право и экономическая деятельность


Если существуют основания для рассмотрения авторского права в качестве экономической категории, то каковы же его экономические эффекты и могут ли они быть проанализированы?


Стоимость или размер?


Прежде всего необходимо провести черту между размером отраслей базирующихся на авторском праве и прямой стоимостью авторского права. Хотя размер и иллюстрирует макроэкономические эффекты, которые производит авторское право, прямая стоимость авторского права может быть установлена только через оценку этого нематериального актива в каждом отдельном случае.

Термин 'стоимость' - объективный; экономическая стоимость права на интеллектуальную собственность - представление, на некую дату, всех будущих выгод, получаемых от обладания таким правом, выраженного в конкретной сумме денег12. Однако, Рут Тоус, видный специалист в области экономики культурой полагает, что: "подобно исследованиям экономической значимости искусства, истинная культурная стоимость авторского права не может быть полностью отражена с помощью вычислений добавленной стоимости, в культурных отраслях экономики, как бы не были точны эти вычисления, поскольку существуют внешние выгоды, которые невозможно оценить на рынке. Примерами таких выгод, которые невозможно оценить, являются национальная культура, творческая среда и свобода выражения"13.

Так как существует внешнее воздействие, связанное с некоторыми характеристиками авторского права как общественного товара, при любой попытке включить их в оценку стоимости авторского права необходимо осознавать, что, скорее всего, ряд внешних эффектов будет невозможно оценить по причине их связи с другими отраслями экономической и социальной жизни. Таким образом, следует учитывать, что относительная стоимость отраслей, базирующихся на авторском праве, всегда может оказаться завышенной или заниженной.

Процедура оценки авторского права связана с методами бухгалтерского учета, принятые в разных специализированных организациях. Однако, пока еще не существуют надежных и общепринятых стандартов бухгалтерского учета для нематериальных активов вообще. Это привело к огромным различиям между официальными активами компаний и их реальной рыночной капитализацией. Исследование, проведенное в Великобритании показало, что различие между рыночной капитализацией и балансовыми активами составляло до 72 % в конце 1990-х14. Среди статистиков все еще продолжаются дебаты о рекомендуемом подходе к данной проблеме.

Необходимо несколько уточнить терминологию. Изучение воздействия защиты авторского права подразумевает анализ ситуации до и после внедрения такой защиты. Для этого возможно использовать модели общего равновесия, которые могут быть установлены только на основе существующей полной информации. Внося изменения в модель возможно установить точное воздействие, оказанное защитой авторского права и связать законодательные изменения с рядом показателей экономической эффективности. В этом процессе могут применяться и другие математические инструменты такие как моделирование авторского права и иные концепции. Воздействие - совершенно определенная категория, которую не следует путать с гораздо более общей категорией экономической значимости или эффекта.

При изучении многосторонних воздействий, оказываемых авторским правом на экономику, представляется более целесообразным сосредоточиться на масштабах отраслей базирующихся на авторском праве, и по этой причине предлагается термин "вклад", поскольку он всегда конкретен и может быть изучен по ряду заданных параметров.


Предположения


Как правило, при установлении экономического вклада отраслей промышленности, базирующихся на авторском праве делается ряд предположений.

Для изучения воздействия авторского права, оно в первую очередь должно существовать, другими словами - быть закрепленным в законодательстве и иметь механизм обеспечения. В то время как первая задача легка, то вторая - обеспечено ли исполнение права в отдельных отраслях необходимо устанавливать отдельно. Поскольку это может быть весьма сложной задачей в масштабах национальной экономики, целесообразно предположить, что защита авторского права обеспечена, и не принимать в расчет контрафактную продукцию, даже если ее объемы велики. Можно ли предположить, что индустрия, которая считается традиционно сильно зависимая от авторского права, может существовать без его защиты? Скорее всего да, но она будет в значительно меньших объемах. Обычно, что при изучении отраслей, базирующихся на авторском праве, мы рассматриваем их как законно действующие системы.

Необходимо сделать второе предположение: экономика балансирует различные воздействия. Авторское право производит многосторонние воздействия в том смысле, что творческий элемент может оказаться в промышленности, которая кажется только отдаленно связанной с защитой авторского права. Не представляется возможным рассмотреть подробно такой эффект. С другой стороны некоторые типичные действия на основе авторского права неизбежно будут содержать элементы, которые с авторским правом не связаны. Именно поэтому рекомендуется предположить, что эти эффекты взаимно сбалансированы в рамках национальной экономики.

В-третьих, предложенный подход для измерения вклада авторского права в национальную экономику основан на предположении, что рыночные принципы экономики полностью приняты в обществе. Применяемые экономические категории принимают во внимание потребность использования аппарата для экономического анализа функционирующей экономики рынка.


Отрасли экономики, базирующиеся на авторском праве


В существующих исследованиях отрасли экономики, базирующиеся на авторском праве группируются по-разному, но главным критерием всегда является уровень зависимости от защищенного авторским правом материала. Предлагается выделить следующие четыре главных группы отраслей базирующихся на авторском праве: основные отрасли, базирующиеся на авторском праве; взаимозависимые отрасли; частичные и неспецифические отрасли поддержки. Эти группы охватывают все изученные в настоящее время отрасли, и даже включают некоторые сектора, которые, возможно, были опущены в отдельных национальных исследованиях.

В группу основных отраслей базирующихся на авторском праве включены такие отрасли, как пресса и литература, музыка, театр и опера, кино и видео, радио и телевидение, фотография, программное обеспечение и базы данных, визуальное и графическое искусство, рекламные услуги и коллективные общества управления авторским правом. Вклад этой группы рассматривается как 100 %, поскольку предполагается, что входящие в ней отрасли по существу не могут функционировать без защищенного авторским правом материала.

Группа взаимозависимых отраслей, базирующиеся на авторском праве производит продукцию, которая потребляется совместно с продукцией основных отраслей или имеет дело с оборудованием, обеспечивающим такое потребление. Распознать такую продукцию можно, анализируя обратные связи производственного процесса. Эта группа включает такие отрасли промышленности как производство, оптовая и розничная торговля телевизорами, радиоприемниками, CD-рекордерами, компьютерами, музыкальными инструментами, а также фото- и киноаппаратурой, фотокопировальными устройствами, чистым материалом для записи и т.д. Вклад, относящийся к авторскому праву здесь составляет меньший процент чем в основной группе, поскольку эти отрасли не полностью зависят от авторского права.

Третья группа - группа отраслей, частично связанных с авторским правом, где относительно небольшая часть продукции или производственным процессом связана с материалом, защищенным авторским правом. Пример таких отраслей: дизайн, архитектура, изготовление драгоценностей, мебели, другие ремесла, и т.д. Более существенная часть добавленной стоимости, произведенная этой группой, не может быть приписана авторскому праву, и для них характерно наличие существенных компонентов обслуживания.

Четвертая группа неспецифических отраслей поддержки включает в себя отрасли, которые отдаленно полагаются на материал, защищенный авторским правом, но авторские права затрагивают некоторую небольшую часть их бизнеса. Эти неспецифические отрасли поддержки включают такие сектора как телефония, Интернет, транспорт, оптовая торговля, и т.д.

Кроме этого структурного разделения, которое необходимо только для анализа (это не предложение создавать новые группы отраслей), можно сделать следующие дополнительные уточнения.

В отношении некоторых из перечисленных отраслей термин "промышленность" может звучать слишком требовательно, поскольку они часто принимают форму индивидуальной деятельности, даже служа базисом для больших отраслей промышленности. Таким образом, в отдельных случаях, складывается ситуация когда творчество выражено в продукт традиционной деятельности небольшого масштаба. Существенно другая ситуация складывается, когда творческое изделие помещается в сердце производственного процесса. Новые формы творчества могут быть связаны с его дальнейшим производством и распространением. Вторая группа в значительной степени обладает характеристиками больших мега-отраслей. Дело в том, что, поскольку официальная статистика не делает разницу между экономической деятельностью и отраслями промышленности, эти термины могут использоваться взаимозаменяемо.

Существует также разделение на национальные и международные отрасли. Уровень участия в глобальной торговле, связанный с развитием нации, вероятно, будет влиять на ее культурный и информационный сектор. Это приводит к ситуации, когда некоторая мега-международная отрасль не может быть проанализирована должным образом с национальной точки зрения, потому что ее производство так организовано, что элементы продукта собираются вместе только в третьей стране, а иногда и вовсе в киберпространстве. В таком случае эта отрасль не может быть изучена полностью по причинам, связанным с бухгалтерским учетам и многим иным. Помня об этом мы должны признать, что часть отраслей, основанных на авторском праве могут быть проанализированы в национальном исследовании только частично, поскольку они по своей природе не национальны.


Существующий опыт в измерении вклада отраслей, базирующихся на авторском праве


Много стран изучали вклады их сектора, связанного с авторским правом, и некоторые из них (Соединенные Штаты, Нидерланды, Финляндия, Великобритания) делали это систематически. Даже при том, что некоторые из методологий различаются в масштабе проводимых исследований, изученные индикаторы и аппарат для анализа, эти исследования показывают следующие тенденции:

  • существенный и увеличивающийся вклад в создание добавленной стоимости и рабочих мест, часто выше, чем первоначально ожидаемый;
  • большая динамика в культурном и информационном секторе, обычно большая чем в других секторах экономики.

Результаты некоторых наиболее важных исследований изложены ниже в таблице 1.


Таблица 1. Вклад отраслей базирующихся на авторском праве в ВВП и занятость в некоторых странах (в %)


Страна
Год
Вклад в ВВП
Занятость
Австралия15 
2001
3,30
3,80
Бразилия16
1998
6,74
5,0
Финляндия17
1997
4,13
3,98
Индонезия18
2000
0,98
1.12
Япония19
1998
2,30
 
Нидерланды20
1998
5,50
5,50
Норвегия21
1999
3,80
4,25
США22
2001
5,2
5,90
Уругвай23
1997
6,00
4,90

Существенные различия существуют среди различных отраслей. Очень часто самый большой вклад идет от так называемого "нового сектора" - например, одно только создание программного обеспечения и баз данных составило 30 % общего вклада отраслей промышленности, основанных на авторском праве в Финляндии в 1997 и 36 % от общего вклада предприятий, связанных с авторским правом в Норвегии в 199924.

В то же время Таблица 2 показывает различную динамику роста в отраслях на основе авторского права по сравнению с темпом роста всей экономики.


Таблица 2. Динамика в отраслях, базирующихся на авторском праве, в сравнении с общим ростом экономики (в %)


Страна 
Ежегодный рост в отраслях, базирующихся на авторском праве  
Ежегодный общий рост экономики 
Австралия25 
5,70
4,85
Финляндия26
8,30
4,05
Япония27
5,90
1,30
Нидерланды28
5,60
3,20
США29
7,00
3,00

Результаты, отраженные в этой таблице должны интерпретироваться с осторожностью, поскольку охваченные периоды не совпадают - исследования были сделаны в различное время и в различных странах30. Но как бы не различалась временная перспектива, есть возможность широко проиллюстрировать важную тенденцию более динамичного роста в секторах, базирующихся на авторском праве.

Таблица 3 проливает свет на проблему методологии, используемой в различных исследованиях. Она ясно показывает, что выбранные индикаторы почти всегда включали произведенную отраслью добавленную стоимость и занятость в них. Внешняя торговля, связанная с отраслями базирующимися на авторском праве, не всегда учитывалась ввиду различных факторов - неполная официальная статистика, особенно по вопросам потоков авторских вознаграждений, соображений политики, методологических трудностей и т.д.


Таблица 3. Методы, используемые в некоторых из исследований вклада отраслей базирующихся на авторском праве31


Страна
Создание добавленной стоимости
Занятость
Внешняя торговля
Австралия
ВПИ32/ ВВП
Число работников
Экспорт-импорт продукции, защищенной авторским правом
Австрия
Добавленная стоимость/ ВВП
Число работников
Нет
Финляндия
Добавленная стоимость/ ВВП
Число работников
Нет
Япония
Добавленная стоимость/ ВВП
Нет
Нет
MERCOSUR
Добавленная стоимость/ ВВП
Число работников
Экспорт-импорт продукции, защищенной авторским правом
Нидерланды
Добавленная стоимость/ ВВП
Число работников
Экспорт-импорт продукции, защищенной авторским правом
Норвегия
Добавленная стоимость/ ВВП
Число работников
Нет
Великобритания
Общая добавленная стоимость/ВВП
Число работников
Нет
США
Добавленная стоимость/ ВВП
Число работников
Экспорт-импорт продукции, защищенной авторским правом

Из этой сравнительной таблицы ясно видно, что наиболее широко используется метод, измерения добавленной стоимости, созданной в отраслях, базирующихся на авторском праве в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Такой подход предпочтителен, поскольку он фокусируется на промышленности, что соответствует задаче определить вклад отдельных ее отраслей; во-вторых, он уменьшает вероятность двойного учета; в-третьих он исходит из таблиц добавленной стоимости (на основе вклада - конечной продукции), доступных во многих странах.

У этого метода есть ряд недостатков, связанных с его неспособностью отделять связанные и не связанные с авторским правом отрасли в пределах данного сектора промышленности и неизбежным упущением некоторых элементов, связанных с авторским правом в отраслях промышленности, которые не включены в исследование. Также существует трудность в определении части стоимости, добавленной к продукту при создании и части, добавленной в процессе модификации, распространения и потребления. Это является ограничением, которое нужно иметь в виду, интерпретируя результаты исследования.


Запуск национального исследования


Недавно изданное "Руководство ВОИС для исследования экономического вклада отраслей промышленности базирующихся на авторском праве" предлагает практический подход к запуску национального исследования33. Исследование неизбежно пройдет через следующие логические и организационные стадии - идентификацию, сбор данных, оценка и презентация.

На первой стадии в этом мероприятии необходимо определить предмет исследования. Необходимо обратиться к ранее упомянутым четырем группам отраслей промышленности - основным отраслям, базирующимся на авторском праве; взаимозависимым; частичным и неспецифическим отраслям поддержки. Список конкретных отраслей, которые будут рассмотрены в пределах этих четырех групп, должен соответствовать существующему уровню защиты авторского права в данной стране. Например, в некоторых странах артистический дизайн не защищается законом об авторском праве, и в таком случае область дизайна в расчет не берется.

Список должен быть связан с доступной статистической информацией в плане статистических кодов. Стандартные Индустриальные Классификационные коды могут использоваться в этом отношении, чтобы установить прямую связь с категорией. На этой стадии коллектив исследователей должен быть компетентен в экономических, юридических, статистических и других необходимых вопросах.

Идентификация включает также принятие решения об изучаемых параметрах. Предлагается исследовать параметры, указанные в таблице 3 - добавленная стоимость, произведенная в данных отраслях, занятость, созданная ими и их доля во внешней торговле.

В конце этой стадии должно быть четко ясно: какие отрасли промышленности будут исследованы, где найти соответствующую статистику и какие определенные показатели следует искать.

Вторая стадия исследования должна включать сбор соответствующей информации, по каждой конкретной группе промышленности. Пробелы неизбежно встречаются в статистике каждой страны и могут потребоваться дополнительные источники неофициальной информации. Есть различные пути сбора отсутствующей информации. Они могут включать распространение вопросников и выборочный анализ в тех отраслях промышленности, в которых отсутствует официальная статистика. Другой используемый метод - сравнение с имеющейся информацией по другой стране с поправками на экономически важные факторы, такие как уровень производства, структура промышленности, производительность, потребление. Третья возможность - достоверные приблизительные оценки пропорций и размеров в пределах большей группы промышленности. Все три метода предназначены для решения одной и той же проблемы: необходимость выделения данных, имеющихся в официальной статистике. В конце второй стадии необходимо обладать достоверными данными, распределенными по категориям, которые предполагается изучить. Это стадия часто отнимает более всего времени, но является основой для хорошего результата и необходимое условие для перехода к третьей стадии.

Стадия три - измерение вклада каждой группы промышленности. На этой стадии необходимо принять решение какой метод использовать для определения добавленной стоимости, созданной каждой группой промышленности. В этом процессе могут быть объединены несколько методов. Существующий опыт показывает, что большая часть стран использовала метод вычисления добавленной стоимость устанавливая отношение между добавленной стоимостью, созданной в отраслях, связанных с авторским правом и ВВП путем производственного метода34.

Прежде всего на этой стадии необходимо определить общий объем продукции по отраслям, чтобы могла быть рассчитана добавленная стоимость. По ходу процесса необходимы будут многочисленные поправки в данные. Наиболее тонкий элемент на этой стадии - определение фактора авторского права для каждой группы промышленности или, другими словами, уровень зависимости от материала, защищенного авторским правом. Как указано выше, только для основных отраслей промышленности базирующихся на авторском праве этот фактор может быть принят как 100 %, что означает, что вся созданная добавленная стоимость может относится к авторскому праву. Для остальных трех групп отраслей промышленности, связанных с авторским правом, необходимо принять решение для определения фактора зависимости от авторского права. Фактор - результат анализа производственного процесса и его различных элементов. Можно использовать информацию о количестве работников компании, занятых в творческой работе, доле продаж или экспорта зависимых от авторского права, объеме рабочего времени, посвященного творческой деятельности, ресурсах, потраченных на платежи, связанные с авторским правом и т.д. Если статистика не удовлетворяет исследователей, можно использовать выборку, международное сравнение и примерную оценку с последующей экстраполяцией.

Рекомендуется начать измерения с добавленной стоимости, поскольку отношения, установленные там относительно фактора зависимости от авторского права могут применяться затем к занятости и внешней торговле. Три отдельных индикатора - добавленная стоимость, занятость и внешняя торговля обеспечивают широкую перспективу, дающую представление о вкладе авторского права в развитии любой страны. Эти числа должны быть финальном результатом третьей стадии исследований.

На четвертой стадии необходимо провести анализ результатов исследования и подготовить их презентацию. Числа без соответствующего анализа много не сообщат. В большинстве исследований применен следующий подход: сравнение результаты, полученных в разных странах, выделение тенденций, и, что наиболее важно, представление "фотографии" состояния дел в этой важной области. Результаты затем могут использоваться политиками, чтобы соответственно адаптировать национальную политику. Исследование позволит поместить культурный и информационный сектор в экономический контекст и сравнить полученный результат с ситуацией у важных конкурентов, предпринявших подобные исследования. Другим типом желательного результата может быть лучшее понимание несоответствия статистики для оценки связанных с авторским правом деятельностей. Опыт часто показывает, что многое может быть сделано для принятия более подходящих форм статистических отчетов. Результаты обзора могут также поднять уровень общественного интереса к реальному вкладу сектора авторского права и его важности.


* * *


Реальная жизнь доказала необходимость рассмотрения авторского права в качестве экономической категории и важного актива. Как заявил Генеральный директор ВОИС Камил Идрис, "...Экономические выгоды, ставшие возможными благодаря авторскому праву и смежным правам очевидны в каждой из индустрий, связанных с культурой: явный рост и развитие, и даже расширяющий диапазон продуктов и услуг; увеличившиеся возможности для творчества и инноваций"35. Внушительная экономическая эффективность культурных отраслей промышленности оправдывает более внимательный подход к защите авторского права, на котором они базируют свою деятельность. На таком фоне неудивительно, что во многих странах авторское право стало вопросом национальной политики.

Исследование экономического вклада отраслей промышленности, базирующихся на авторском праве, вполне возможно и может помочь в раскрытии потенциала творческого и информационного секторов в каждом обществе. Руководство, подготовленное ВОИС и кратко описанное в этой статье, могут облегчить проведение национальных и международных исследований и сравнений в этой области. По мере продвижения работы постепенно станет возможно наблюдать национальные и региональные тенденции в отраслях, основанных на авторском праве и запланировать соответствующую политику их поддержки. Однако, для улучшения методов сбора информации и статистики, отражающей потенциальный и фактический вклад творческого потенциала в экономику, необходимо международное сотрудничество. Описанное измерение вклада авторского права в экономику становится все более и более важным в эпоху, когда авторские права иногда воспринимаются как права пользователей. Именно поэтому результаты исследований могут стать важными инструментами в развитии общественного интереса к проблеме создания культуры авторского права для 21-ого столетия.

Развитие авторского права на сегодняшний день неразрывно связано с развитием экономики. Как и во многих других областях, междисциплинарный подход к авторскому праву покажет лучшие результаты. Строго юридический подход влечет риск отрыва авторского права от его многочисленных экономических эффектов. С другой стороны, строгий экономический подход может повлиять на точность анализа относительно творческого элемента в данном производственном процессе. Профессиональный совет статистиков также обязателен для определения точного вклада отраслей базирующихся на авторском праве в национальную экономику. Понимание экономики авторского права влечет тщательный анализ факторов спроса и предложения в отраслях промышленности, базирующихся на авторском праве, изучение их рынков труда, взаимодействие с другими отраслями промышленности и т.д. Комбинация экономического и юридического подхода поможет указать на особенности авторского права таким подходом, который лучше соответствует сегодняшнему дню.


Октябрь 2003


1 Взгляды, выраженные в этой статье личные взгляды автора, который является консультантом во Всемирной Организации Интеллектуальной собственности. Некоторые из них были изложены также в "Руководство ВОИС для исследования экономического вклада отраслей, базирующихся на авторском праве", в разработке которого автор принимал активное участие.

2 См. "The Creative Economy", John Howkins, Penguin press 2002, ISBN 0-14-028794-9, стp..86

3Соглашение ТРИПС упоминает в преамбуле, что авторские права это частные права. См. "Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement)" 1994, WIPO, Geneva, 1997. WIPO Publication No. 223 (E), ISBN 92-805-0640-4, стр. 14. В преамбюле Бернской конвенции 1886г. Также говорится о о правах авторов, подразумевая личные права физических лиц. См. "Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works", WIPO publication No 287(E), ISBN 92-805-0422-3, стр.7.

4Antony Dnes, "The Economics of Law" (London: International Thomson Business Press, 1996) 10

5Ove Granstrand, "The Economics and Management of Intellectual Property, Towards Intellectual Capitalism," Edwar Elgar Publishing, Limited, UK, 1999, ISBN 1-85898-967-1, стp. 21.

6Экономический товар это товар, спрос на которого больше чем его количество. Поэтому подход к его распределению обычно связан с установлением позитивной цены. См. "Economic"s, Paul A. Samuelson, William D. Nordhaus, Fourteenth Edition, 1992, ISBN 0-07-054879-X, стp. 735.

7"Economic perspectives on copyright law", Research Paper prepared for the Centre for Copyright Studies Ltd by the Allen Consulting Group, 2003, ISNB 1 876692 057, стp. 32

8См. http//www.unesco.org

9См. Richard Watt "Copyright and Economic Theory-Friends or Foes," Edward Elgar Publishing Limited, Printed in Great Britain, 2000, ISBN 1-84064-312-9, стp. 5.

10Некоторые основные вопросы по этой теме освящены более подробно в "Copyright in the cultural industries", Ruth Towse, Edwar Elgar Publishing Limited, 2002, ISBN 1 84064 661 6., "Economic perspectives on copyright law", Research Paper prepared for the Centre for Copyright Studies Ltd by the Allen Consulting Group, 2003, ISNB 1 876692 057, Towse, Ruth and Rudi Holzhauer (eds) (2002), "Economics of Intellectual Property Rights", 4 Vols. in the Edward Elgar International Library of Critical Writings in Economics. Vol. 1 on Copyright, a также и другие публикации.

11Kamil Idris, "Intellectual Property: A Power Tool for Economic Growth", WIPO Publication No 888, ISBN 92-805-1113-0, Geneva 2003, стp. 55

12G Smith & R Parr, "Valuation of Intellectual Property and Intangible Assests", 2nd edition, John Wiley, New York, стp.140.

13Ruth Towse, "Cultural Economics, Copyright and the Cultural Industries" (2000) 22(4) Society And Economy In Central And Eastern Europe стр.107.

14Kamil Idris, "Intellectual Property: A Power Tool for Economic Growth", WIPO Publication Nо 888, ISBN 92-805-1113-0, Geneva 2003, стp. 58

15"The Economic Contribution of Australia's Copyright Industries", The Allen Consulting Group 2001, ISBN 1-875833-81-1

16 "Study on the Economic Importance of Industries and Activities Protected by Copyright and Related Rights in the MERCOSUR Countries and Chile", WIPO Publication No 889.1 (E),2002 стp. 7 и 25.

17 "Economic Importance of Copyright Industries in Finland, Finnish Copyright Industries in 1997," Final Report 2000, The Finnish Copyright Society and The Finnish Copyright Institute, ISBN 952-9855-19.

18"The Contribution of Copyright and Related Rights Industries to the Indonesian Economy", Institute for Economic and Social Research, Faculty of Economics University of Indonesia, Ministry of Education and Culture, Jakarta 2003, Indonesia

19"Copyright White Paper - A view from the perspective of Copyright Industries" Copyright Research and Information Center 2001, JCI series, Tokyo

20"The economic importance of copyright in the Netherlands in 1998", 2000 Report, Research by SEO Amsterdam Economics, Dutch Copyright Federation

21"The Economic Importance of the Copyright Industries in Norway", Turku School of Economics and Business Administration, Business Research and Development Sector Media Group Timo Einari Toivonen and Robert G. Picard 2002, Finish Copyright Society and Finish Copyright Institute, ISSN 1237-5071, ISBN 952-9855-23-0, Publication No 24 (2002) Frenckell Printing Works Ltd, Helsinki 2002, стp. 11-12.

22"Copyright-based industries in the US Economy", The 2002 Report, by Stephen E. Siwek, Economists Incorporated, Prepared for the International Intellectual Property Alliance, Washington 2002, ISBN 0-9634708-0-9, стp. 4.

23"Study on the Economic Importance of Industries and Activities Protected by Copyright and Related Rights in the MERCOSUR Countries and Chile", WIPO Publication No 889.1 (E), WIPO 2002 стp. 7, 27.

24"The Economic Importance of the Copyright Indsutries in Norway", Turku School of Economics and Business Administration, Business Research and Development Sector Media Group Timo Einari Toivonen and Robert G. Picard 2002, Finish Copyright Society and Finish Copyright Institute, ISSN 1237-5071, ISBN 952-9855-23-0, Publication No 24 (2002) Frenckell Printing Works Ltd, Helsinki 2002, стp. 14.

25"The Economic Contribution of Australia's Copyright Industries", The Allen Consulting Group 2001, ISBN 1-875833-81-1, стp. iii.

26"Economic Importance of Copyright Industries in Finland, Finnish Copyright Industries in 1997," Final Report 2000, The Finnish Copyright Society and The Finnish Copyright Institute, ISBN 952-9855-19.

27"Copyright White Paper - A view from the perspective of Copyright Industries" Copyright Research and Information Center 2001, JCI series, Tokyo, стp.98

28 "The economic importance of copyright in the Netherlands in 1998", 2000 Report, Research by SEO Amsterdam Economics, Dutch Copyright Federation, стp. 9.

29 "Copyright-based industries in the US Economy", The 2002 Report, by Stephen E. Siwek, Economists Incorporated, Prepared for the International Intellectual Property Alliance, Washington 2002, ISBN 0-9634708-0-9, стp. 4.

30 В докладе США проанализирован 24 летний период (1977-2001), в Австралийском докладе - с 1996 -1997 по 1999-2000, в Нидерландах - 1994 -1998 a в Финляндии - с 1988 по 1997.

31Таблица сделана на основе "Guide on Surveying the Economic Contribution of the Copyright-based Industries", WIPO Publication No 893 (E), Geneva 2003, стp.60

32 ВПИ - валовой продукт индустрии. Этот показатель использован в Австралии в период до 1997-1998, для вычесления вклада некоторых отраслей в ВВП "The Economic Contribution of Australia's Copyright Industries," стp. 18

33 "Guide on Surveying the Economic Contribution of the Copyright-based Industries", WIPO Publication No 893 (E), Geneva 2003

34 По производственному методу добавленная стоимость вычисляется как разница между общим объемом производства и промежуточным потреблением.

35 Kamil Idris, "Intellectual Property: A Power Tool for Economic Growth", WIPO Publication No 888, ISBN 92-805-1113-0, Geneva 2003, стp. 231



Библиотека документов Нормативно-правовые акты
Библиотека загрузок Библиотека загрузок



© 2009 -   ФИПС