Размер шрифта Цветовая схема Изображения
/ / Изобретения, приблизившие Победу: Вклад советских ученых и изобретателей в Победу над фашизмом / Изобретения, приблизившие Победу: Вклад советских ученых и изобретателей в Победу над фашизмом
Изобретения, приблизившие Победу: Вклад советских ученых и изобретателей в Победу над фашизмом
9 мая 2025

К Юбилею Великой Победы подведомственный Роспатенту Федеральный институт промышленной собственности подготовил издание уникальной книги – «Вклад ученых и изобретателей в Победу над фашизмом». Этот труд послужил основой для обзора изобретений, которые обеспечили технологическое превосходство СССР в Великой Отечественной войне и Победу нашего воина, наших технологий, нашей страны. Самым массовым артиллерийским орудием войны стала 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3, настоящим «летающим танком», который немцы называли «черной смертью» – самолет Ил-2, а бомбардировщики Туполева были признаны лучшими советскими летными машинами.

 

Как организовали экспертизу и изобретательство

Согласно официальной статистике, за весь период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. было подано 24200 заявок и выдано 7000 авторских свидетельств и патентов. Однако в этой официальной статистике не отражался полный потенциал изобретательства в эти годы. Не все из изобретенного патентовалось, многие изобретения были секретными, в особенности по линии Комитета обороны. По этой причине многие описанные в книге изобретения не содержали номера патентной регистрации в открытых источниках.

По далеко не полным данным, в 1942 году на фронтах было внедрено около 7 тыс. рацпредложений, в 1943 – 22 тыс., в 1944 – 47 тыс. В результате внедрения новых предложений, методов и способов ремонта, изготовления и восстановления запчастей и инструмента появилась возможность ремонтировать оружие, самолеты, танки и т. п. в полевых условиях.

В тяжелых условиях военного времени движение изобретателей и рационализаторов развернулось как на фронте, так и в тылу. Устремления ученых, инженерно-техническая мысль, рабочая смекалка были направлены на то, чтобы в самые сжатые сроки обеспечить техническое превосходство над врагом. Особенно трудными были первые месяцы войны – требовались новые решения всех научно-технических и производственных задач. Особую роль стали играть научные открытия, рационализаторство и изобретательство. Присуждением Сталинских премий государство всячески стимулировало и вдохновляло людей науки, инженеров, конструкторов, специалистов, тружеников тыла на трудовые подвиги во имя победы над агрессором. Только в одном 1942 году было присуждено 183 Сталинских премий за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производства. Всего в годы войны 950 человек были удостоены Сталинских премий.

 

Под пушечный грохот

Около 40 % артиллерийских систем, находившихся на вооружении Красной армии и применявшихся в боевых операциях, были сконструированы и освоены промышленностью в ходе Великой Отечественной войны. Период освоения новых образцов артиллерийского вооружения сократился до одного-двух месяцев вместо одного-двух лет ранее.

Самым массовым артиллерийским орудием Великой Отечественной войны стала 76-мм дивизионная пушка образца 1942 г. (ЗИС-3), разработанная под руководством В.Г. Грабина. Она появилась на фронте во второй половине 1942 года. Легкая и маневренная ЗИС-3 нашла широкое применение в борьбе как с живой силой, так и с техникой врага. Всего было выпущено более 100 тыс. ЗИС-3 – больше, чем всех остальных орудий, вместе взятых за время войны.

В конце 30-х в Реактивном научно-исследовательском институте была разработана «механизированная установка для стрельбы ракетными снарядами различных калибров» – протопит знаменитой «Катюши». В 1939–1941 гг. ее авторы при участии других сотрудников РНИИ создали пусковую установку БМ-13 для реактивных снарядов на базе грузового автомобиля ЗИС-6. Над проектами работали В. П. Бармин, В.В. Аборенков, А.Г. Костиков, И.И. Гвай, А.П. Павленко, А.С. Попов, Ю. А. Победоносцев и другие. БМ-13 или «Катюша» была принята на вооружение 21 июня 1941 г. Весомый вклад в разработку и совершенствование реактивных снарядов для «Катюш» внесли конструкторы Л.Э. Шварц, А.С. Пономаренко, Ф.Н. Пойда.

 

Мощь боевых машин

Все слышали про танк Т-34, однако в годы войны было создано немало других машин, наносивших урон противнику.

Тяжелые потери на фронте в первые месяцы войны заставили конструкторов ускорить работу над новыми танками. В 1941–1943 гг. заместителем главного конструктора Горьковского автозавода по спецпроизводству становится Н. А. Астров, который ранее руководил созданием малых плавающих танков Т-38 и Т-40, гусеничного полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец». Он возглавил выпуск легких танков Т-30, Т-60 (1941), Т-70, Т-80, самоходной установки СУ-76 М и ряда других опытных образцов танков и САУ. Всего им создано двадцать шесть типов боевых машин. Выпуск проходил в короткий срок, за год с небольшим заводы успели собрать почти 6 тыс. машин, которые воевали под Москвой и обороняли Ленинград.

Практически сразу после запуска в производство Т-60 Н. А. Астров приступил к проектированию более мощной и защищенной версии легкого танка – модели Т-70, который участвовал в боях до конца войны. В 1941–1943 гг. был выпущен 8231 экземпляр этой вооруженной 45-мм орудием машины.

В условиях эвакуации только творческий подвиг изобретателей и рационализаторов, инженеров и тружеников тыла позволили в кратчайшие сроки дать фронту максимум танков, превосходящих технику врага. Существенную роль здесь сыграло изобретение академика Е.О. Патона, который вывел способ сварки брони под слоем флюса, позволившего значительно ускорить изготовление танковых корпусов и самоходных орудий. Также усилению танкостроения способствовало активное развитие металлургии. Под руководством И. С. Кватера на Уралмашзаводе освоено изготовление коррозионностойких немагнитных бандажных колец для крупных турбогенераторов. Обладатель Сталинской премии за разработку технологии производства литых танковых башен, И. С. Кватер также участвовал в разработке новой марки жаропрочной стали и технологии изготовления роторов и турбинных дисков крупных паровых турбин, что позволило производить паровые турбины мощностью 200 МВт и более.

Защищала танки не только прочная броня, но и другие изобретения, например, противоминный трал. С августа 1942 г. на фронтах применялась разработка П.М. Мугалева, которая спасла жизни танкистов во время боев под Сталинградом, при прорыве «Голубой линии», в битве за Днепр. За создание минного трала для танков П.М. Мугалев был удостоен Сталинской премии третьей степени.

 

Досягаемая высота

Несмотря на колоссальные потери самолетов за первые три месяца войны, к осени положение на авиафронте стало выравниваться. За эти месяцы все авиационные и авиамоторные заводы из европейской части СССР были передислоцированы на Урал, Западную Сибирь, Куйбышев, Казань, Ташкент, и практически сразу же начали бесперебойно выпускать новые самолеты, которые сразу же направлялись на фронт. В годы войны было выпущено 125 655 самолетов, из них более 108 тыс. – боевых.

«Переворот» в воздушной войне обеспечили самолеты-истребители МиГ-1 и МиГ-3, разработанные конструкторами А. И. Микояном, М.И. Гуревичем и В.А. Володиным. Большая скорость полета и мощное вооружение дали возможность советским летчикам применять самолеты МИГ-3 не только в воздушных боях, но и для штурмовки наземного противника. Было выпущено 3172 шт. самолетов МиГ-3. На самолетах КБ А.И. Микояна было установлено 55 мировых рекордов.

Для достижения высокой точности и кучности бомбардирования требовался пикирующий цельнометаллический мягкий и прочный бомбардировщик, который при нанесении удара за счет вертикального полета практически «падал» бы вместе с бомбами, а после сброса бомб выходил бы из пике, преодолевая значительные перегрузки. Такой бомбардировщик был разработан в опытно-конструкторском бюро, возглавляемом В.М. Петляковым, – самолет Пе-2 по максимальной скорости не уступал истребителям и существенно превосходил немецкие бомбардировщики Хе-III (более чем на 100 км/час) и Ю-88 (на 75 км/час). Всего за годы войны было построено 11427 самолетов Пе-2.

В январе 1941 года свой первый полет совершил новый бомбардировщик А.Н. Туполева – АНТ-58 (Ту-2 в новой классификации). От Пе-2 он отличался серьезной броней и внушительным вооружением: две 20-мм авиационные пушки ШВАК и три пулемета УБТ калибром 12,7 мм. При этом он мог поднимать в воздух до 3000 кг бомб. Ту-2 имел много модификаций – использовался как разведчик, как транспортный и даже почтовый самолет, как платформа для научных исследований. Ту-2 был признан специалистами лучшей в своей категории машиной войны. 16 сентября 1945 г. президиум Верховного Совета СССР присвоил А.Н. Туполеву звание Героя Социалистического Труда «за работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков».

Также большую роль в авиационном превосходстве сыграли истребители ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Всего за время войны по чертежам, разработанным в ОКБ под руководством С.А. Лавочкина, был выпущен 22281 самолет. А истребитель Як-1, разработанный А.С. Яковлевым стал настоящим кошмаром для немецких летчиков: старший лейтенант М.Д. Баранов только в 1942 г. сбил на нем 52 самолета (24 лично и 28 в составе группы). Во время войны для фронта было построено 40000 самолетов «Як». На самолетах КБ А.С. Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Когда авиаконструктор С.В. Ильюшин приступил к созданию самолета-штурмовика он решил, что одной из главных особенностей конструкции должно стать бронирование всех основных узлов машины. В итоге Ил-2 получился настоящим «летающим танком» для советских воинов, а немцы прозвали его «черной смертью». Его последующая модификация – самолет Ил-4 – стала самым массовым советским бомбардировщиком за годы войны, который оборонял Москву в ноябре 1941 года, прикрывал страну с моря, участвовал в Курской и Сталинградской битвах, а также бомбил Берлин.

 

Изобретения для пехоты

В 1942 году, вместо крупногабаритного пистолета-пулемета ППШ был разработан более легкий, компактный и дешевый в производстве пистолет-пулемет А.И. Судаева. Первые пистолеты-пулеметы Судаева (ППС) прошли полевые испытания в частях Ленинградского фронта 6–13 июня 1942 года. ППС представлял собой простое по конструкции и в то же время в применении и обслуживании оружие и дешевое в производстве. Он почти полностью собирался из штампованных деталей, был значительно легче, маневреннее и ощутимо удобнее в обращении.

По итогам сравнительных испытаний в конце 1942 года на вооружение РККА был принят пистолет-пулемет под наименованием «Пистолет-пулемет системы Судаева образца 1942 г.». Его серийное производство было налажено на Сестрорецком оружейном заводе.

В самом начале войны возникла задача создания для пехоты простого, надежного, противотанкового оружия. В короткие сроки были созданы и освоены заводами однозарядное противотанковое ружье ПТРД конструкции В.А. Дегтярева и пятизарядное противотанковое ружье ПТРС конструкции С.Г. Симонова.